Насилие и безнравственность на российском телевидении

 

В ноябре 2001 года экспертная группа при Общественном Комитете "За нравственное возрождение Отечества" провела исследование содержания телепрограмм на пяти российских телеканалах: ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-6 и Ren-TV.

Целью исследования является не строго научный контент-анализ, а скорее, общая и оценка положения с нравственностью на ТВ. Общественный Комитет также ставит своей целью обратить внимание общества на проблему безнравственности в телевещании.

Анализу подверглись два часа телевещания с 19.00 до 21.00 в произвольно выбранный день: 26 октября 2001 года. В качестве экспертов выступали четыре человека (двое мужчин и двое женщин), предварительно были оговорены методы и приемы анализа видеоряда. В качестве основы экспертная группа взяла методику американского Исследовательского Центра по вопросам масс-медиа и общественным отношениям  (Center for Media and Public Affairs  - CMPA).

Отмечалась каждая сцена насилия и непристойная сцена, с раздельным подсчетом для программ новостей, рекламных пауз, фильмов (телесериалов, художественных и теле- фильмов) и прочих программ (телеигры, шоу и т.п.). В рекламные паузы включались и анонсы телепередач.

Первый и главный факт, установленный в ходе исследования,- это то, что в рекламных паузах сцен насилия и безнравственности больше, чем во всех остальных передачах вместе взятых (см. графики 1 и 2). В несколько минут рекламной паузы вмещаются десятки сцен жестокости и непристойности.

 

График 1

Сцены насилия

Итак, за два часа вещания телезрители пяти каналов увидели 103 сцены насилия в рекламе. В новостях - 22 сцены, в фильмах - 24, в остальных передачах - 19. На долю рекламных пауз приходится 62% теленасилия.

За те же два часа вещания телезрители увидели 60 непристойных сцен во время рекламных пауз. В фильмах - 11 сцен, в остальных передачах - 5. Следовательно, на долю рекламных пауз приходится 79% непристойности на российском телевидении.

 

 

График 2

Непристойные сцены

 

Сцен насилия больше всего на телеканалах Ren-TV и ТВ-6. На Ren-TV за два часа вещания зрителю показывают насилие каждые две минуты (43 сцены в час). На ТВ-6 насилие показывают каждые четыре минуты (18 сцен в час). (см. График 3).

Больше всего непристойности - на ОРТ и  Ren-TV. На ОРТ за два часа вещания зритель видит непристойность каждые пять минут (13 в час), на Ren-TV - каждые 8 минут (8 в час).

 

График 3

Насилие на различных телеканалах

 

График 4

Непристойность на различных телеканалах

  

В результате исследования, проведенного экспертной группой Общественного Комитета, можно придти к следующему выводу: пропаганда безнравственности на телевидении ведется через рекламные ролики. Эти ролики демонстрируются на всероссийскую аудиторию в прайм-тайм, когда у экранов телевизоров сидит подавляющая часть населения, в том числе дети.

 

Полные данные анализа:

 

ОРТ

насилие

непристойность

новости

 -

 -

реклама

 17

 21

фильм

 1

 5

остальные передачи

 0

 1

 Всего

 18

 27

 

 

 

РТР

насилие

непристойность

новости

 13

 0

реклама

 3

 9

фильм

 -

 -

остальные передачи

 5

 2

 Всего

 21

 11

 

 

 

Ren-TV

насилие

непристойность

новости

 2

 0

реклама

 53

 15

фильм

 18

 1

остальные передачи

 14

 0

 Всего

 87

 16

 

 

 

НТВ

насилие

непристойность

новости

 2

 0

реклама

 3

 8

фильм

 -

 -

остальные передачи

 0

 2

 Всего

 5

 10

 

 

 

ТВ-6

насилие

непристойность

новости

 5

 0

реклама

 27

 7

фильм

 5

 5

остальные передачи

 -

 -

 Всего

 37

 12

 

Для справки:

Методы исследования телевизионных передач (CMPA, PTC)

 

 

На главную страницу